Основные причины детского травматизма это - отсутствие благоустроенной внешней среды (неисправный инвентарь, покрытие детской площадки), халатность и недосмотр взрослых, неосторожное, неправильное поведение ребёнка в быту, на улице, во время игр, занятий спортом.
В возникновении повреждений существенное значение имеют анатомо-физиологические и психологические особенности детей, их физическое и умственное развитие, недостаточность житейских навыков, повышенная любознательность, подвижность и т. п. Взрослые обязаны предупреждать возможные риски и ограждать детей от них.
Работа родителей по предупреждению травматизма должна проводиться в 2 направлениях:
- Устранение травмоопасных ситуаций.
- Систематическое обучение детей основам профилактики травматизма.
Современные дети имеют много возможностей̆ для интересного проведения досуга на свежем воздухе. Велосипед, самокат, беговел, скейтборд, гироскутер, роликовые коньки очень увлекают детей и дают положительные эмоции. Благодаря необходимости поддерживать равновесие во время езды, улучшается внимание, концентрация, активно стимулируется вестибулярный аппарат. Физическая нагрузка позволяет тренировать мышцы всего тела и развивать выносливость. Но активный̆ отдых может обернуться неприятностями, если не соблюдать определенные правила. Важно в доступной форме провести ребенку инструктаж по технике безопасности при езде на вышеуказанных средствах.
Помните, при использовании детьми средств передвижения необходимо:
- Надевать защитный шлем, перчатки, щитки на руки и голени, наколенники и налокотники. Падение на асфальт и тротуарную плитку может завершиться переломом или сильным ушибом, а удар головой даже к фатальным последствиям.
- Не ездить на неисправном транспорте. Перед выездом на том же велосипеде проверяйте надёжность закрепления фар, работу тормозов, переключателя передач и состояние колёс.
- Избегать катания поблизости других велосипедистов, роллеров, скейтеров и идущих людей, чтобы избежать столкновения.
- Следить за дорогой и объезжать препятствия(ямы, камни, люки и т. д.), чтобы не спровоцировать падение.
- Необходимонаучить ребенка правильно группироваться при падении. Учтите, что при езде на различных средствах передвижения, техники “правильного” падения могут отличаться.
- Учиться ездить от простого к сложному. Не стоит сразу пробовать выполнять трюки, не научившись азам.
- Следить за скоростью езды. На тех же роликах сложно быстро остановиться, и надо заранее учитывать, что может потребоваться экстренное торможение.
- Крепить на одежду светоотражающие элементыпри езде в темное время, чтобы быть заметным для других участников движения.
- Выучить правила дорожного движения. По закону, велосипедист – равноправный участник движения, как и автомобилист, и должен подчиняться правилам дорожного движения. А все остальные упомянутые выше средства передвижения приравнены к пешеходам и не должны появляться на проезжей части! А лучше кататься в специально отведенных для этих целей местах. Необходимо уяснить, что передвигаться по дороге на велосипеде можно только с 14 лет, при строгом соблюдении правил дорожного движения.
Также в летнее время зоной повышенной опасности становятся детские площадки с горками и качелями. Дети младшего возраста очень активны, а их движения могут быть не полностью скоординированы, поэтому они могут натолкнуться на кого-то или просто потерять равновесие. Кроме того, причиной падения могут стать выступающие части оборудования или неровности поверхностей. Поэтому при прогулке на детской площадке родители должны объяснять детям правила безопасности и следить за ребенком
При посещениях детских площадок важно:
- Обеспечьте ребенка удобной, соответствующей погоде одеждой и обувью.
- Убедитесь в отсутствии опасных участков и предметов (торчащих болтов, корней деревьев, камней, острых углов и т. д.).
- Убедитесь, что на игровой площадке нет крупного мусора, стекла и других материалов, которые могут навредить ребенку.
- Убедитесь в соответствии игрового оборудования возрастным и индивидуальным особенностям и возможностям вашего ребенка.
- Не позволяйте ребенку играть на высоте, скатываться с крутых горок и самостоятельно качаться на качелях.
- Объяснить ребенку, что нельзя пытаться просунуть руку, ноги или другие части тела в заборчики и прочие отверстия.
- Обратить внимание ребенка, что на игровой площадке одновременно может находиться только разрешенное количество детей, толпиться не надо. А также с горки можно скатываться только по одному.
- Обсудите с ребенком возможные опасные ситуации, привлекая личный опыт, случаи из жизни, но не пугайте малыша. Беседуйте так, чтобы он усвоил правила безопасного поведения и спокойно соблюдал их. Зная о возможных последствиях, ребенок будет осторожнее.
- Обязательно постоянно следите за ребенком.
Изучение техники безопасности способствует более прочному формированию понятия о детском травматизме, помогает облегчить тяжесть детских травм и снизить их число до минимума. Дети, хорошо информированные о наиболее распространенных, типичных травмоопасных ситуациях, стараются не рисковать в подобных случаях, сдерживают свои желания и даже останавливают других детей, когда те в результате шалости могут получить повреждение.
Обучайте и берегите своих детей!