Забота о людях, благие намеренья власти и придуманная менеджерами реальная помощь медицине: бережливая поликлиника должна улучшить работу медицинских учреждений и обеспечить оптимальную доступность врачебной помощи для пациентов.
Проект «Бережливая поликлиника» возник на основе менеджмента в далекой от медицины крупной корпорации («Тойота») – вроде, принципы организации труда и логистики в коммерческой компании и медицинском учреждении однотипны, так почему бы не использовать методику в лечебно-диагностическом процессе. Цель проекта абсолютно благая и замечательная – значительное повышение доступности первичной медпомощи и облегчение работы врачей.
Далеко не всегда человек обращается в поликлинику за диагностикой и лечением – значительная часть работы первичного звена медицины направлена на профилактику, для которой не всегда нужен врач. Много врачебного времени теряется на околомедицинские процедуры и процессы, которые можно и нужно решать без участия квалифицированного специалиста силами административного звена медучреждения. Переход на компьютерную обработку медицинской информации и снижение бумажной нагрузки на врача являются важным фактором оптимизация труда. Бережливая поликлиника предполагает решение следующих задач:
оптимизация работы регистратуры с возможностью электронной записи к врачу;
перераспределение потока пациентов с увеличением нагрузки на средний медицинский персонал (для профилактики не нужен врач);
значительное уменьшение ожидания больного человека в очереди;
уменьшение писанины у врача с увеличением времени на работу с пациентом;
устранение несвойственных врачу функций (запись на процедуры и исследования, решение организационных вопросов, согласования с начальством);
рационализация врачебного рабочего места (убрать все лишнее со стола, чтобы не мешать лечебно-диагностическому процессу).
Выполнив все задачи и обеспечив оптимизацию, бережливая поликлиника станет основой следующих положительных изменений:
значительное уменьшение временного интервала от момента прихода пациента в поликлинику до попадания к врачу;
уменьшение времени врачебного приема;
увеличение доступности за счет повышения количества принятых пациентов;
возможность для любого человека пройти дополнительную диспансеризацию или профилактический осмотр без потери лишнего времени;
легкое решение любых околомедицинских проблем.
В Апшеронском районе в проект «Бережливая поликлиника» вошло пока только детское поликлиническое отделение г. Апшеронск (с марта 2018 года).
- что сделано (сегодня мы расскажем об изменениях в регистратуре детской поликлинике):
Внедрена электронная запись к врачу по сети Интернет, через инфомат, стоящий в холе ДПО, на повторный прием к врачу – педиатру вас запишет сам врач, нет необходимости стоять в очереди в регистратуре. Обращаем ваше внимание, дорогие жители города и района, на то, что запись к узким специалистам (окулист, ЛОР, невролог, детский хирург, эндокринолог) осуществляется только врачом – педиатром после приема и соответствующего обследования, это необходимо для того чтобы повысить эффективность приема узких специалистов, сделать их более доступными. Так измена маркировка амбулаторных карт для улучшения визуализации и снижения затрат времени поиска при необходимости. Регистратор готовит амбулаторные карты перед приемом врача заранее и передает медработнику. Каждое рабочие место регистратора оснащено компьютером, убрано все лишнее, отвлекающие работника (принцип 5s). Создан call – центр куда стекаются все телефонные звонки, к сожалению пока не многоканальный номер, но мы надеемся что в этом году проблема будет решена. (Напоминаем номера телефонов регистратуры детского поликлинического отделения г. Апшеронска 88615225754).
Проект «Бережливая поликлиника» продолжается, мы будем регулярно освещать происходящее изменения.
В проекте Бережливая поликлиника четко обозначено, какие проблемы здравоохранения не будут решаться:
отсутствие кадров;
низкие зарплаты медперсонала;
отсутствие уважения к медицинской помощи;
повышение компьютерной грамотности врачей;
взаимодействие с коммерческой медициной;
возрастные особенности и поведение пациентов.
Как можно увеличить доступность медицинской помощи при хронической нехватке врачей, медсестер и регистраторов в поликлиниках? Если нет доктора, то никто не сможет лечить больного человека. Неадекватная оплата труда является значимым фактором для дефицита врачебных кадров. Большая часть врачей в поликлиниках – это специалисты предпенсионного и пенсионного возраста, для которых работа с компьютером требует дополнительных усилий и временных потерь, а молодые владеющие компьютером кадры не спешат работать низкооплачиваемыми докторами в поликлинике. Страховая медицина не отменяет обязательное ведение бумажных амбулаторных карт, поэтому «офисная» работа врача удваивается – написать в карту и занести информацию в компьютер. Предвзятое и негативное отношение к медицине, сформированное средствами массовой информации, приводит к неуважению врачебного труда. Медицинская услуга и медицинская помощь – это разные понятия: первое должно оплачиваться, а второе предполагает бесплатность, так что же делает врач на приеме, оказывает услугу или избавляет от болезни?
Но бережливая поликлиника вовсе не предназначена для решения всех этих злободневных задач. Как и цифровая медицина, проект направлен в будущее, которое может никогда не наступить для огромного количества врачей и пациентов.